Отъясское попечительство о нуждающихся крестьянах.

 

3-го августа 1897 года, с разрешения министерства внутренних дел как уже было сообщено на страницах Тамб. Губ. Вед., начало свое действие Отъясское о нуждающихся крестьянах попечительство. Как один из инициаторов учреждения этого попечительства, председатель его комитета и местный земский начальник, я хочу познакомить интересующихся — с историею возникновения этого попечительства и с побуждениями, которыми учредители его руководились при составлении устава. Необходимость учредить благотворительное общество при богадельне и приюте чисто крестьянскаго типа возникла вскоре после того, когда постигшия нас в 1891 и 1892 годах народныя бедствия, сначала пожары, потом голод и наконец холера, миновали и благотворительные комитеты губернские, уездные и участковые прекратили свое действие. Нам, земским начальникам, на первых порах нашей службы, во время этих бедствий пришлось окунуться в самую кипучую деятельность и сразу стать близко к тому народу, попечение о котором вверено нам Высочайшей волею. Народ, в свою очередь, узнав о том, что от правительства поставлены земские начальники, которым поручено об них заботиться, — не принул тотчас же этим воспользоваться. В результате получилось то, что земские начальники быстро и хорошо ознакомились с бытом того населения, среди котораго им приходилось действовать и узнать его действительную нужду. Для того, чтобы успешнее удовлетворять требования о выдаче пособий во время голода, многие земские начальники учредили у себя в участках волостныя попечительства; так во вверенном мне участке также были организованы в каждой волости волостныя о нуждающихся крестьянах попечительства, в состав которых, помимо старшин и старост, вошли некоторые из местных землевладельцев, управляющие имениями, духовенство и учители сельских школ. Дело в этих попечительствах велось так: с заявлениями о пособиях обращались к членам этих попечительств, которые проверяли их на местах и затем собирались в общее заседание в волостном правлении, и решали, кому и сколько дать пособия. В заседания попечительства секретарями их, волостными писарями, составлялись протоколы, которые с приложением ведомостей со списками нуждающихся и с отметками, кому и сколько постановлено дать, представлялись ко мне, как к главному руководителю всех волостных попечительств. Все присылаемыя ко мне уездным комитетом и собранныя непосредственно пожертвования мною распределялись по волостным попечительствам пропорционально оказавшейся нужде и, по указанию попечительств, казначеи оных, которыми состояли волостные старшины, — раздавали нуждающимся пособия. При этих попечительствах были у нас и хлебопекарни и столовыя, для взрослых — в наемных избах, для детей — в школах. При попечительствах у нас были и склады материала — в виде хлебнаго зерна, муки и овощей, одежды, корма для скота и медицинских пособий. Миновал голод, благотворительные комитеты прекратили свои действия, а нуждающиеся, по старой привычке, хотя сравнительно и в весьма не большем количестве, но все-таки продолжали взывать о помощи, осаждая членов бывших попечительств. Требования о помощи, предъявлялись периодически — больше после каждаго случающагося сельскаго пожара. Присмотревшись к этим нуждающимся, мы не могли не убедится, что нужда у них существует и что помощь этой нужде необходима. Для удовлетворения ходатайств о пособии этим нуждающимся, я обращался и в тамбовский благотворительный комитет о бедных, и призывал к частной благотворительности через редакцию Тамбовских Губернских Ведомостей, наконец обращался к сельским сходам, требуя от них, дать поддержку своим нуждающимся односельчанам. Сходы большею частию на требование мое отзывались приблизительно так: «хотя и существует закон, обязывающий нас поддерживать неимущих наших членов, но взять каждаго из нас в отдельности — мы все мало отличаемся от тех, для кого от нас требуют пособия: мы все убоги, жизнь наша проста и скудна; если мы сами и существуем, то только благодаря нашему упорному и тяжелому труду земледельца, или постороннему заработку; тот, который ленится работать, или не может, как мы — пусть ходит побираться по дворам; Христа — ради — мы подадим!» Но что делать тому, кто не может даже ходить побираться по дряхлости или убожеству, у которых изба развалилась, топлива нет? Или возьмем круглых сирот: назначенные сходом опекуны их — люди им чужие; крестьяне народ неразвитой, а потому требовать от них гуманности не возможно в той мере, как мы требуем от людей интеллигентных. Каждый из них вырос при грубой и суровой обставновке, часто в холоде и голоде, а потому естественно и сами они относятся к себе подобным грубо и сурово; опекуны круглых сирот, у которых после смерти родителей не оказалось никаких средств к существованию — весьма часто посылают своих опекаемых побираться; ходят сироты и побираются — сначала в своем селе, подросши побольше — ходят за другими нищими и в соседния села, а затем и в соседний уезд... И вот воспитывается не привыкший ни к какому честному труду профессиональный нищий — бродяга!.. Когда постигло нас великое всероссийское горе — смерть Императора Александра III, еще так недавно оказавшаго свою Царскую милость и доказавшаго свою заботливаость о крестьянах во время постигшаго их бедствия, всякий как умел, выражал свое горестное чувство и стремился увековечить у себя чем нибудь память о милостивом и возлюбленном Монархе. Между другими, крестьяне отъясской волости, моршанскаго уезда, приговором 11 ноября 1894 года, постановили: в память императора Александра III построить богадельню и приют, но так как ассигнованной на это суммы для дальнейшей поддержки их оказалось недостаточно, то, чтобы придти на помощь крестьянам отъясской волости и поддержать существование созидаемаго ими богоугоднаго заведения, составлен был проект устава, благотворительнаго общества под названием «Отъясскаго о нуждающихся крестьянах попечительства». При составлении устава имелся в виду уже опыт учреждавшихся попечительств, оказавших несомненную помощь населению своим участием. Устав попечительства в июле 1897 года утвержден министерством внутренних дел. По уставу этому попечительство содержит: богадельню и приют со школою, столовую и хлебопекарню для раздачи даровой пищи и склад для раздачи одежды, обуви, топлива, медицинских пособий и других. Средства попечительства черпаются: а) из членских взносов, б) из пожертвований непосредственно в комитет попечительства деньгами и, соответственно цели попечительства, предметами, в) сборов по подписным листам, выдаваемым каждому члену попечительства, г) кружечнаго сбора при волостных правлениях и сборных избах крестьянских обществ, участвующих в поддержании своего дома призрения, д) из сумм ассигнуемых ежегодно теми же крестьянами на принятие мер призрения нуждающихся, по 8 п. 51 ст. и 3 п. 78 ст. общ. полож. о крест. и е) из доходов от устраиваемых попечительством спектаклей, концертов, танцовальных вечеров и т. под. увеселений. Благотворительное общество подчинено надзору министерства внутренних дел через посредство тамбовскаго губернатора, который состоит и покровителем этого попечительства. В заключение остается только пожелать, чтобы нашлось побольше лиц, сочувствующих идее учрежденнаго попечительства о крестьянах, которые заслуживают такого-же внимания благотворителей, как и бедные жители городов, к услугам которых в каждом почти городе существуют и богадельни, и приюты, и благотворительныя общества.

 

 

газета "Тамбовские губернские ведомости", №93, 6 сентября 1897 года