Село Сосновка. Моршанскаго уезда.

Неприятно читать корреспонденции, в которых некоторые факты, не известно с какою целию, передаются не верно и, на ряду с лицами достойными похвалы, — восхваляются лица ея не заслужившия.

Такое неприятное чувство испытывает каждый житель с. Сосновки, прочитавший корреспонденцию из этого села, помещенную в № 59 губ. вед.

В этой корреспонденции, вместе с г. Шичалиным, заслуживающим несомненной благодарности за свои безвозмездные труды по устройству и управлению хором в нашей Кресто-Воздвиженской церкви, — восхваляется и церковный староста названной церкви за его, яко-бы, заботы о благолении храма.

В чем выразились эти заботы со стороны церковного старосты, — корреспондент не упоминает.

К большому сожалению, Кресто-Воздвиженский храм внутренним своим видом не только не представляет благолепия, но даже и не содержится в должной чистоте. Полы в храме моются не более двух — трех раз в год, вследствие чего повсюду видна пыль и грязь.

Взгляните на иконостас: он весь покрыт пылью и ее не думают стирать. В самом деле, зачем напрасно трудиться, когда иконостас будет скоро новый!

Да, жители Сосновки вот уже три слишним года ожидают постановки новаго иконостаса, но, как видится, ожидания эти напрасны. Попечительство при храме давно сложило руки и почило от всех дел и забот; целый год, да чуть ли и не больше, не было собраний попечительства; почему их нет и когда будут, ведомо, конечно, одному председателю: а ему, наверно, нет времени серьезно отнестись к этому делу; так не лучше ли передать это почетное звание лицу более свободному?

Над иконостасом возвышается арка, по которой были разставлены к «грандиозной, пасхальной иллюминации» стаканчики, которые и до сих пор стоят там с маслом. Это, к слову сказать, тоже свидетельствует о благолепии храма и заботах церковнаго старосты. Около стен его стоят сундуки, поставленные сосновскими обывателями на хранение от пожаров. Подходящее место для хранения дамских украшений!.. Величайшее в этом видится благолепие!..

Принося глубокую благодарность г. Шичалину за его труды по пению, не можем умолчать о некоторых с его стороны упущениях, касающихся до хора.

Крайне неприятно видеть, как певчие во время богослужения, когда поет левый клирос, ведут между собой разговоры, выходят из церкви, чем и вводят в соблазн молящихся.

Если сам г. Шичалин не имеет возможности устранить этот важный недостаток, то мог-бы обратиться к церковному старосте или, еще лучше, к настоятелю храма, которые сумели бы оказать свое влияние: первый, как лицо — на средства котораго содержится хор, а второй — как духовный отец.

Если, на мой взгляд, хор, как бы не был хорош в музыкальном отношении, не умеет себя прилично держать в храме, он никогда не может вызвать того благоговейнаго чувства в молящихся, какое-бы должно получится, если-бы поющия исполняли церковныя песнопения с должным благоговением.

Да не поимеет на меня обиды церковный староста за указанные в настоящей корреспонденции недостатки по его заботам о благолепии храма.

Если недостатки укажут, их всегда можно исправить, а лесть, да и вообще всякая неумеренная похвала, по русской пословице, — «доброму молодцу — пагуба».

Нитка.